ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

Способность к сопереживанию не случайно считается добродетелью. Без эмпатии мы не смогли бы выйти за рамки своего «я», понимать чужие эмоции, создавать доверительные и близкие отношения.

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания, будь то сорадование или сопечаливание, связана с умением человека «проникать»  в чувственный мир других. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживании людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в результатах теста, находящегося ниже, показатели индекса эмпатии у юношей и девушек различаются.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди которых: степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно «считывать» невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т.п., а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.
По всей вероятности, непосредственный эмоциональный отклик определяется направленностью личности, которая выражается эмпатическими тенденциями, определяемыми тестом-опросником.
В случае низкого уровня эмпатических тенденций важно проанализировать выше обозначенные факторы и продумать мероприятия, позволяющие «раскрепостить» и развить эмоциональную отзывчивость, столь необходимую в практической деятельности будущего психолога.

Внимание следует обратить и на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, понаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело здесь оказывается в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоистически воспитанные лица, которые пользуются их добротой, делая тем самым их подножием для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важно умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей. Нужна программа выработки приемов эмоциональной защиты и дифференцированное отношение к соперникам и сотрудникам.
А еще эмпатия выматывает, вводит в заблуждение и подталкивает к несправедливым поступкам. Руководствуясь самыми благородными чувствами, мы часто причиняем зло не только себе, но и другим людям.

Психологи выделяют три основных вида эмпатии:
Эмоциональная эмпатия — способность переживать те же чувства и эмоции, что и другой человек. Возникает еще в младенческом возрасте: когда плачет один ребенок, начинает плакать другой.
Когнитивная эмпатия — способность поставить себя на место другого человека и понять, как он думает. Это интеллектуальный процесс, который уже далек от непроизвольной реакции.
Эмпатическая забота — способность, которая побуждает заботиться о других людях и оказывать им помощь.

Видео

Исследование эмоциональной отзывчивости (А. Мехрабиэн, Н. Эпштейн)

Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте их и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли бы возникнуть лично у Вас. Если Ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ «Да», а если они иные, то есть не соответствуют утверждению, то подчеркните ответ «Нет».
Помните, что в тесте нет «хороших» и «плохих» ответов. Не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление. Свое мнение выражайте свободно и искренне, только в том случае Вы получите действительное представление о своих психологических особенностях. Лучше давать тот ответ, который первым пришел Вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте после того, как ответите на предыдущее, старайтесь также не оставлять данные вопросы-утверждения без ответа.

1.      Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.
2.      Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.
3.      Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
4.      Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
5.      Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6.      Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7.      Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.
8.      Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.
9.      Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.
10.  На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.
11.  Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувственными.
12.  Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
13.  Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
14.  Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
15.  По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.
16.  Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.
17.  Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком.
18.  Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
19.  Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую.
20.  Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.
21.  Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22.  Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы.
23.  Чужой смех меня не заражает.
24.  Когда я принимаю решение, чувства других людей на него, как правило, не влияют.
25.  Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
26.  Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.
27.  Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдание животных.
28.  Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29.  Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
30.  Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.
31.  Я очень переживаю, когда смотрю фильмы.
32.  Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
33.  Маленькие дети плачут без причин.

Когда ответили, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих со следующим «ключом».

Да
1, 5, 7, 9, 10, 12, 14 16 17 18 19 25 26, 27, 29, 31

Нет
2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32,33
За каждое совпадение ставьте себе 1 балл, потом балы суммируйте.

Пол
Уровни эмпатических тенденций

юноши
33-25 баллов - высокий индект эмпатии
24-17 баллов - средний
16-8 - низкий

девушки
33-29 баллов - высокий индект эмпатии
28-22 баллов - средний
21-12 - низкий