Аддикция – термин, произошедший от английского слова «addiction», обозначающий непреодолимую зависимость. В широком значении аддикция – это наличие у субъекта пагубной привычки, иррациональной и неконтролируемой навязчивой потребности в приеме каких-либо веществ или выполнении определенных
АДДИКЦИЯ = ЗАВИСИМОСТЬ
Аддиктивное поведение - (от англ. addiction — склонность, пагубная привычка; лат. addictus — рабски преданный) — особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Син. аддикция. Выделяются основные виды аддикций:
1) злоупотребление одним или несколькими веществами, изменяющими психическое состояние, напр. алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды
2) участие в азартных играх, в т. ч. компьютерных
3) сексуальное алликтивное поведение
4) переедание и голодание
5) «работоголизм» («трудоголизм»)
6) длительное прослушивание музыки, г. о. основанной на ритмах.
При формировании аддикции происходит редукция межличностных эмоциональных отношений.
В современной психиатрии разновидностями аддикций признаны явления несубстанциональных зависимостей, именуемых также психической, поведенческой или психологической. В эту группу включены пристрастия:
*лудомания (зависимость от азартных игр);
*интернет-зависимость;
*компульсивное переедание;
*шопингомания (шопоголизм);
*трудоголизм;
*религиозный фанатизм;
*сексуальная зависимость;
*иные аналогичные состояния (клептомания - кражи, пиромания - поджоги, дромомания - бродяжничество).
Чем же ПАВ отличается от наркотика (согласно определению ВОЗ, «химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли»)? ПАВ называют наркотическим веществом, если оно отвечает трём критериям:
Давайте рассмотрим основные виды мотивации, которые сподвигают ребенка пробовать различные вещества (ПАВ).
типы мотивации подростков к употреблению ПАВ (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских):
1. мотивация связана с устранением эмоционального дискомфорта. Страх, тревога, депрессии подталкивают подростков к употреблению ПАВ.
2. мотивация проявляется в получении удовольствия и испытания радостного состояния от приема ПАВ.
3. мотивация на потребность вывести себя из пассивного состояния, апатии в состояние запредельной активности.
4. мотивация на принятие группой основана на неспособности подростка отказаться от предлагаемого вещества, из страха быть отверженным окружающими.
5. мотивация на мировоззренческих установках и эстетических пристрастиях. Важно не само употребление ПАВ, а его демонстрация перед окружающими.
Вопрос к вам: откуда ребёнок узнает, что надо что-то употребить, чтобы внутреннее состояние изменилось?
Какие источники информации о ПАВ доступны ребенку?
Надо понимать, что употребление никогда не происходит без причины, чтобы не говорили родители, как бы они не доказывали, что семья благополучна и они очень любят ребёнка, ни в чём ему не отказывая.
Конечно, мотивация зависит от возраста.
Возрастные особенности формирования зависимого поведения
8—11 лет. ПАВ — это неизвестный и запретный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. Дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках отрывочны, чаще всего получены со слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания).
11-13 лет. Основной возраст начала приема наркотиков. Интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков из-за широко распространенного заблуждения об их существовании. О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику если не позитивное, то с присутствием определенного «ореола привлекательности». Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой. Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 11-13 лет. связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих, неорганизованным досугом. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.) и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ.
14-17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми ПАВ. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне — в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный — через близких знакомых и друзей.
Почему же некоторые вещества действуют на людей? почему ПАВы порабощают некоторых людей?
Исследователи мозга всегда испытывали множество трудностей. Во-первых, потому, что мозг надежно защищен черепной коробкой и, чтобы добраться до него, нужно проникнуть сквозь эту защиту. Во-вторых, мозг – один из самых сложных на Земле объектов для изучения. По крайней мере, так заявляют сами исследователи. Даже сегодня некоторые области головного мозга и процессы, в нем протекающие, остаются весьма загадочными. И, в-третьих, не всегда наши актуальные теоретические представления о работе мозга позволяют правильно интерпретировать результаты научных экспериментов. Появляются все новые теории и концепции, изменяющие наш взгляд на исследуемый предмет. Со всеми этими трудностями пришлось столкнуться канадским нейробиологам университета Макгила Джеймсу Олдсу и Питеру Милнеру, открывшим центр вознаграждения в мозге лабораторной крысы в 1954 году.
Ученые использовали электростимуляцию – метод, предполагавший вживление в отдельные области мозга микроэлектродов. Метод был изобрел швейцарским физиологом Вальтером Гессом в 1924 году. Исследуя головной мозг кошки, он установил, что впрыскиванием определенных веществ в мозг животного через имплантированные микротрубочки, можно добиться изменений в его поведении. Впоследствии он использовал микроэлектроды, через которые он стимулировал отдельные зона мозга электрическим током. За это открытие его наградили Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1949 г.
Джеймс Олдс был довольно амбициозным молодым человеком и при этом необычайно везучим. Изначально он получил образование в сфере социальной психологии в Гарварде и собирался продолжить обучение в этом направлении. Но прочитав книгу именитого нейрофизиолога Дональда Хебба «Организация поведения», буквально загорелся идеей изучения мозга. Он тут же послал заявку на постдипломное обучение в Университет Макгила, где Хебб руководил лабораторией. Удача словно подстерегала молодого ученого. Не прошло и нескольких месяцев с начала работы, как ему удалось обнаружить нечто, сулившее стать громким открытием в нейрофизиологии.
Олдс намеревался исследовать свойства ретикулярной формации, обширной области мозга, связанной с феноменом сознания. Но когда он показал результаты первых экспериментов старшему коллеге Питеру Милнеру, оба поняли, что будет весьма перспективно сменить направление исследований.
Совместно они пытались изучать влияние стимулирования отдельных зон мозга крысы на ее поведение. К тому времени метод электростимуляции широко применялся во многих нейро-лабораториях. Однако с точным размещением электродов в нужной области мозга все еще случались затруднения. При введении электрода ученые пользовались специальными картами мозга, отражающими положение и размер отдельных зон. Но в силу индивидуальных различий подопытных животных электроды иногда попадали не в те области, которые были запланированы. Именно это случилось с одной из крыс, когда ученые планировали обучить ее посредством электростимуляции избегать определенного угла в экспериментальном ящике.
К их удивлению, крыса после стимуляции вместо избегания возвращалась в этот угол снова и снова. Сначала исследователи думали, что крысой движет некое любопытство. Но последующие наблюдения привели их к выводу, что крысе скорее нравилось то, что с ней происходит. Ученые попробовали направлять стимулирующий сигнал, когда крыса пребывала в другом месте камеры. И опять крыса стремилась туда, где получала разряд. Вскоре экспериментатор мог заставить крысу направляться практически в любое место ящика, всего лишь посылая ей импульсы в мозг.
Перепроверив все условия эксперимента, и сделав еще несколько опытов, они поняли, что обнаружили нечто необычное. Электрод попал в ранее не исследованную зону, функции которой были неизвестны, - в зону мозга, электрическая стимуляция которой, судя по всему, вызывала положительные ощущения. Совокупность наблюдений за неожиданным поведением крыс, создавала впечатление, что крысам сильно хотелось, чтобы электростимуляция продолжалась.
Тогда исследователи решили изменить дизайн экспериментов и использовать так называемый "ящик Скиннера".
В то время идеи бихевиористов правили научным миром (т.е. идеи Павлов ао формировании условного рефлекса) . А концепция оперантного научения, т.е. научения через вознаграждение или наказание, часто была основным элементом научных опытов. Ведущий теоретик бихевиоризма Берес Скиннер разработал специальный прибор, названный позднее его именем, – ящик, стенки которого были прозрачными, а внутри содержался рычаг и кормушка. Если экспериментальное животное нажимало на рычаг, оно могло получить кусочек еды, падавший в кормушку. Так Скиннер приучал животных нажимать на рычаг, чтобы получать пищевую награду.
Олдс и Милнер модифицировали ящик Скиннера таким образом, чтобы при нажатии рычага крыса, помещенная внутрь, получала бы мягкий электрический разряд. Т.е. нажимать или не нажимать на рычаг крыса могла по своему собственному усмотрению. По их предположению частота нажатий на рычаг могла бы свидетельствовать о том, какие ощущения при этом крыса испытывает – положительные или отрицательные. Если бы крысе нравились импульсы, которые она посылала себе в мозг, она наверняка делала бы это часто.
И здесь их ждал новый сюрприз. Ученые получили совершенно явные результаты: нажатие на рычаг, посылавший соответствующий импульс в мозг, приводит животное к маниакальному желанию повторять этот опыт. При выключенном электричестве крыса, передвигавшаяся по полу ящика, наступала на рычаг случайным образом от 10 до 25 раз в час. Однако, когда ток включали, крыса начинала неистово нажимать на клавишу с невероятной частотой. От одной до нескольких тысяч нажатий в час! Кроме того, этот безумный опыт самостимуляции мог продолжаться до двух суток подряд без всякого перерыва, пока животное не падало в обморок от полнейшего истощения. Было совершенно ясно, что исследователи открыли необычную зону мозга. Они определили ее как септальную область и назвали «центром удовольствия» (или центром вознаграждения).
Результаты исследований были подтверждены на других животных: на кошках, собаках, обезьянах, козах, голубях и даже на дельфинах. Оказалось, что у большинства животных мозг включает область, стимуляция которой имеет эффект вознаграждения. А самостимуляция приводит к беспрерывному продолжению стимулирования, доводя животное до изнеможения.
Экспериментаторы изменяли условия опытов, предлагая крысам на выбор любые иные вознаграждающие объекты: еду, воду, сладости и даже сексуального партнера. Но если крыса понимала, что может выбрать волшебный рычаг самостимуляции, то быстро забывала о любых других желаниях и упивалась стимулированием «центра наслаждения».
Однако при проведении исследований на животных существует одна практически непреодолимая сложность. Они не умеют говорить. Мы не можем спросить их, что они чувствуют в тех или иных случаях. А они не могут дать ответ. Все, чем приходится довольствоваться, - это наблюдения за их поведением в ходе экспериментов. И эти наблюдения давали основания предполагать, что животные чувствуют невероятное наслаждение, которое заставляет их хотеть стимуляции еще и еще. Однако в то время это не признавали особенной проблемой. Более того, поведенческие реакции считались более объективными данными, чем словесные самоотчеты. И ученым сложно было представить, что за маниакальным стремлением нажимать рычаг самостимуляции может стоять не удовольствие, а что-то иное.
Исследовав сотни животных, Олдз составил эмоциональную карту крысиного мозга. Около 60 процентов его объёма эмоционально нейтральны. Крысы не стремятся к стимуляции этих отделов, но и не избегают… Нейтральны в основном части мозга, лежащие снаружи, ближе к черепной стенке. Под ними, ближе к внутренней полости, — Рай, он занимает около 35 процентов. Нейтральная область (так и хочется сказать: Чистилище) как бы прикрывает собой Рай. Область Рая в совокупности похожа на крест, вдвинутый внутрь мозга. Однако расположение отдельных точек довольно причудливо: то и дело они чередуются с нейтральными; и различить их можно лишь по реакции на раздражение.
Больше всего райских точек в области гипоталамуса — подбугорья в основании мозга, где ствол (продолжение спинного мозга внутри черепа) переходит в полушария. Ясно! — это ведь главные подкорковые мотивационные центры, узлы управления основными инстинктами и важнейшими функциями!..
И здесь же, в самой глубине мозга, под точками, где частота самораздражения достигает максимума, под самым что ни на есть Раем, маленьким клинышком сидит самый что ни на есть Ад. Природа оказалась гуманной, но крайней мере в отношении крыс: Ад у них занимает всего 5 процентов мозгового объёма. Преисподняя в семь раз меньше Рая. Однако Ад мал, да удал. Его легко опознать. Стоит разок туда тюкнуть током, как крыса взвивается и всем своим видом и поведением кричит, орёт, вопиет! — «Никогда, ни за что, не хочу!!!…» Если крыса случайно наступит на адскую педаль, она никогда к ней больше и близко не подойдет.
Вот так Олдз и открыл анатомические зоны мозга, набитые нервными клетками, осуществляющими удовольствие насыщения.
Самораздражение этих зон — воспроизведение наслаждения едой, ложное насыщение, пищевой онанизм — чистая модель зависимости от еды».
Производили когда-либо подобные эксперименты на людях? Да. Тут начинается самое интересное.
Подобные эксперименты проводились неоднократно, но первым наиболее известным считается эксперимент Роберта Хита. В 1970 году доктор наук из Тулейнского университета, Роберт Хит решился вставить электроды под череп человека, и стимулировать мозг напрямую.
Молодой человек, ставший пациентом доктора Хита, был довольно проблемной личностью. Трудное детство, трехлетний опыт употребления наркотиков, депрессия, эпилепсия, суицидальные мысли... В целях конфиденциальности мужчине было дано кодовое имя - пациент В-19.
В процессе проведения эксперимента испытуемый мужчина сообщил о получении крайнего удовольствия после первой стимуляции мозга и дал согласие на дальнейшее воздействие экспериментатора.
Пациенту были вживлены электроды. Кроме того, на теле были оборудованы кнопки, нажимая которые, он сам мог посылать импульсы себе в мозг.
Когда пациенту позволили нажимать кнопку самому, он стал делать это с такой частотой, на которую Хит не рассчитывал. В один из дней В-19 умудрился нажать на кнопку 1500 раз в течение трех часов.
Вспомните крысок, ставших первыми испытуемыми.
Вот и человек, получив доступ к кнопке самостимуляции, начинал компульсивно нажимать на нее, не в силах прекратить навязчивую процедуру. В принципе, он уже до этого был предрасположен к возникновению зависимостей. Возникающее удовольствие - это и было ощущение рая, вызванное искусственным путем. Во избежание истощения, врачам приходилось насильно прекращать самостимуляцию пациента.
Таким же образом действуют на центры удовольствия и ПАВы, стимулируя выработку дофамина.
Клетки нашего мозга (нейроны) передают сигналы друг другу с помощью особых веществ, которые называются нейромедиаторами. Своеобразный язык клеток. Нейромедиаторов в мозге несколько, один из них дофамин (допамин).
Основные функции дофаминовой системы:
1. Заставляет нас достигать целей, обещая при этом золотые горы (система поощрения)
2. Помогает переключатся с одной задачи на другую.
3. Выделяется при мыслях о награде.
4. Падает при мыслях о невозможности достичь награду
5. Помогает вам фокусироваться на том, что для вас важно.
6. Сразу скажу про обман: дофамин дает вам лишь обещание счастья, но не само счастье! (Пример. Что более желанно для девушки: жить с мужем долго и счастливо или свадьба с белым платьем, сюрпризами и традиционными мероприятиями?)
Еще раз: большинство людей путают обещание счастья и счастье, но это совершенно разные вещи! Нельзя их путать!
Итак,
1. Система поощрения. Дофамин является одним из факторов внутреннего подкрепления и служит важной частью «системы поощрения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения.
Когда у нас возникает потребность, то выделяется дофамин, который заставляет нас шевелится и предринимать действия, чтобы достигнуть цель. В 2001 году стэнфордский нейробиолог Брайан Кнутсон опубликовал убедительное исследование, в котором доказал, что дофамин отвечает за предвкушение, а не за переживание награды. (Пример. Студент радуется получению диплома как событию, а не как началу взрослой и самостоятельной жизни)
Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время позитивного, по субъективному представлению человека, опыта — к примеру, секса, приёма вкусной пищи, приятных телесных ощущений, достижения поставленных задач и др. Нейробиологические эксперименты показали, что даже воспоминания о позитивном поощрении могут увеличить уровень дофамина, поэтому данный нейромедиатор используется мозгом для оценки и мотивации, закрепляя важные для выживания и продолжения рода действия.
Ключевым звеном мозговой системы вознаграждения является сеть мезолимбических дофаминовых нейронов — нервных клеток, расположенных в вентральной области покрышки (ВОП-VTA) у основания мозга и посылающих проекции в различные отделы передней части мозга, главным образом в прилежащее ядро (nucleus accumbens).
Нейроны ВОП высвобождают из терминалей аксонов нейротрансмиттер дофамин, связывающийся с соответствующими рецепторами нейронов прилежащего ядра. Дофаминовый нервный путь из ВОП в прилежащее ядро играет важную роль в развитии наркотического привыкания: животные с повреждением этих мозговых структур полностью утрачивают интерес к наркотикам.
Дофамин - величайший обман мозга
Избыток дофамина приводит к импульсивности, мании, тяге к риску, агрессии, психозам (измененному состоянию психики) . Если окружающая среда вызывает гиперстимуляцию, излишне высокий уровень допамина приводит к возбуждению и повышенной энергичности, которые затем меняются на подозрительность и паранойю. Когда он слишком высокий, концентрация становится суженной и интенсивной.
Дефицит дофамина приводит к депресси, нехватки амбиций и драйва, снижению влечения, фобиям. При слишком низком уровне допамина мы теряем способность к концентрации. Слишком низкий уровень с когнитивными проблемами (плохая память и недостаточная способность к обучению), недостаточной концентрацией, трудностями при инициализации или завершении различных заданий, недостаточной способностью концентрироваться на выполнении заданий и разговоре с собеседником, отсутствием энергичности, мотивации, неспособностью радоваться жизни, вредными привычками и желаниями, навязчивыми состояниями, отсутствием получения удовольствия от деятельности, которая ранее была приятной, а также с замедленными моторными движениями. Например, когда здоровым лабораторным мышам искусственно заблокировали дофамин, то они сидели на одном месте часами, игнорируя еду, секс и развлечения, и чуть было не погибли от истощения.
Что делать при дефиците дофамина можно узнать тут.
Норма дофамина приводит к здоровым привязанностям, правильной оценке риска, нормальным социальным отношениям
Как сжечь рецепторы. Сжигает все, что стимулирует выброс дофамина, но не удовлетворяет потребности (ресурсы здоровья).
1. Наркотики (в т.ч. никотин, алкоголь)
2. Зависимости (сладкое, порно, лотереи, казино и др.)
3. Зависимое поведение, агрессия (насилие) и др.
1. Наркотики необратимо (труднообратимо) меняют дофаминовые нейроны. Как и любое удовольствие, которое сильное и частое.
В частности, многие наркотики увеличивают выработку и высвобождение дофамина в мозге в 5—10 раз, что позволяет людям, которые их употребляют, получать чувство удовольствия искусственным образом. Так, амфетамин напрямую стимулирует выброс дофамина, воздействуя на механизм его транспортировки. Другие наркотики, например, кокаин и некоторые другие психостимуляторы, блокируют естественные механизмы обратного захвата дофамина, увеличивая его концентрацию в синаптическом пространстве. Морфий и никотин имитируют действие натуральных нейромедиаторов, а алкоголь блокирует действие антагонистов дофамина.
Если пациент продолжает перестимулировать свою «систему поощрения», постепенно мозг адаптируется к искусственно повышаемому уровню дофамина, производя меньше гормона и снижая количество рецепторов в «системе поощрения», один из факторов побуждающих наркомана увеличивать дозу для получения прежнего эффекта. Дальнейшее развитие химической толерантности может постепенно привести к метаболическим нарушениям в головном мозге, а в долговременной перспективе потенциально нанести серьёзный ущерб здоровью мозга.
Дальнейшие исследования показали, что дофамин в мезолимбической системе у животных и людей повышается от вкусной еды, приятных телесных ощущений, секса, и от ассоциированных с ними мыслей. Соответственно, дофамин там резко падает от голода, холода, боли, неприятных телесных ощущений и ассоциированных с этим мыслей.
То есть, повышение дофамина в мезолимбике маркирует полезные для выживания и размножения действия, а падение дофамина - маркирует вредные и опасные действия. Повышение дофамина в мезолимбике вызывает у человека чувство удовольствия, а понижение - чувство неудовольствия, что потом записывается в память, ассоциируется нейронными связями с данным действием, и помогает людям и животным определять надо ли снова делать данное действие в будущем, или надо его избегать.
Кроме того, активизация/деактивизация некоторых отделов "системы поощрения" (в частности "вентральная область покрышки") влияет на префронтальную кору головного мозга (мезокортиальный путь), отвечающую за движение и принятие решений, и таким образом влияет на то, будет ли человек выполнять задуманное ранее действие или нет.
И после интенсивной выработка дофамина происходит снижение.
Например, при переедании у животного возникает боль в желудке, понижающая дофамин;
после оргазма вырабатывается глутамат который резко снижает выработку дофамина после секса, чтобы животное отдохнуло.
Так что же происходит при искусственном повышении уровня дофамина?
Разумеется сбой «системы поощрения». Мозг больше не может правильно решать что хорошо и что плохо. Ощущения доставляют больше удовольствия чем обычно, цвета становятся красивыми и яркими, голоса громкими и насыщенными тембром, любые ассоциации кажутся возможными и достоверными.
Почти любая первая пришедшая мысль кажется правильной и интересной. Мозгу становиться тяжелее переключиться на впечатления приходящие из реального мира, ведь внутри вдруг все стало таким интересным и важным. При приеме легких доз наркотиков мозг еще как-то может себя контролировать, но с увеличением дозы, дофамин поднимается выше критических уровней и педаль тормоза мыслей (глутамат) уже почти не работает — наступает острый психоз.
Человек себя больше вообще не контролирует — в буквальном смысле. После окончания действия наркотика происходит резкое падение уровня нейромедиаторов, наступает депрессия и расскаяние, отчего уровень нейромедиаторов падает еще ниже нормы. Наркоман от этого испытывает неудовлетворенность, и через некоторое время ему все большую радость доставляют воспоминания о «кайфе» и он снова потянется за наркотиком…
Учёные показали, что на мозговую систему вознаграждения наркотические вещества оказывают более сильное и глубокое стимулирующее действие, нежели какие-либо естественные факторы вознаграждения.
Если наркоман вовремя не остановит этот цикл, то в реальной жизни начнутся проблемы (потеря работы, друзей, семьи). От тяжелых мыслей о потускневшей реальности уровень дофамина будет снижаться еще больше, и еще больше захочется уйти в нереальный мир. Все остальное постепенно начнет терять значение. Избалованный дофамином мозг может временно пересмотреть уровень «нормы» для потока дофамина в сторону увеличения, и тогда природные удовольствия (еда, секс, общение с окружающими) уже не будут рассматриваться как должное вознаграждение. С обычными природными удовольствиями начнут ассоциироваться скорее неприятные воспоминания (потеря социального статуса, отторжение обществом, импотенция, потеря вкуса пищи, и т.д.).
А в дальнейшем при регулярном употреблении во столько же раз снизится чувствительность дофаминовых рецепторов. Чем сильнее и регулярнее воздействие, тем больше последствий.
Именно это объясняет то, что при выходе из наркотического опьянения людей мучает не только физический дискомфорт ("ломка"), но и депрессия, которая порой приводит к тому, что человек, прекратив употреблять наркотики и, на сколько это возможно, возвратившись к нормальной жизни, впадает в депрессию и совершает суицид. Это происходит потому, что кроме сильнейшей токсической стимуляции наркотическими веществами ничто иное не способно заставить клетки мозга выделять дофамин.
Дофаминовых рецепторов в мозге не так и много по сравнению с другими, всего примерно 400 тысяч (чтобы понимать масштаб: у нас в мозге примерно 100 млрд нервных клеток). Восстанавливаются они долго и больно, некоторые исследования говорят, что до 3-4 лет, причём разные виды рецепторов с разной скоростью. И, что самое плохое, именно рецептор D2 восстанавливается хуже всех. Ну а хроническое издевательство над дофаминовыми рецепторами приводит к экспрессии гена, ответственного за их синтез и дальше уже придётся жить вообще без них. Т.е. относительно нормальное существование и способность радоваться хоть чему-то "бывший" наркоман сможет лишь через 3-4 года после последнего употребления вещества.
ИНТЕРЕСНО!
Допамин выделяется и во время агрессии.
В одной клетке держали самца и самку. По соседству с ними были пять посторонних мышей. После этого самку убирали из клетки, а к самцу подсаживали бывших соседей.
Самец довольно агрессивно на это реагировал: кусал и иным образом нападал на посторонних. Позже в клетку была добавлена кнопка, на которую мышь должна была нажать носом, если хотела, чтобы “лишние” были удалены. Быстро освоившись, мышь постоянно нажимала на кнопку. После этого тому же самцу была сделана инъекция препарата, который подавил чувствительность допаминовых рецепторов - и он практически перестал нажимать на кнопку. Таким образом, авторы эксперимента пришли к выводу, что во время агрессии в организме мыши вырабатывается дофамин.
Этим объясняется любовь людей к агрессивным видам спорта (бой без правил), а так же постоянное насилие в семье (т.е. когда бьет, не потому что любит, а потому что любит бить).