Хотя популярность модификации тела увеличивается, психосоциальные данные о лицах, практикующих пирсинг и татуировки немногочисленны и противоречивы. В некоторых случаях влечение к повторным модификациям тела становится неуправляемым и приносит негативные последствия для жизни, здоровья, социальных обязанностей и межличностных отношений.
Модификации собственного тела могут классифицироваться на:
* обратимые: (ношение одежды, ношение украшений, раскраска тела (макияж, боди-арт), манипуляции с волосами (прически, бороды, усы) и ногтями изменение массы тела
*необратимые: декорирование кожи татуировками, шрамированием, вживлением инородных предметов (микродермалы, трансдермалы, имплантация), пирсинг, оперативные модификации зубов, языка, половых органов, пальцев рук и ног, вплоть до влечения к ампутациям конечностей, подвешивание, повторные косметические операции.
Ведущим мотивом модификаций является получение индивидуумом удовольствия от производимого изменения облика. Аномальная модификация тела может классифицироваться как нехимическая аддикция (в разделе социально приемлемых форм) из-за наличия обсессивно-компульсивного характера влечения, невозможности его самостоятельно контролировать, а также того, что оно возникает не столько из социальных обстоятельств, сколько из особенностей личности. Более того, факторы риска возникновения аномального влечения к модификации собственного тела и аддиктивных расстройств, а также их основные клинические проявления в значительной степени пересекаются. Необходимы дальнейшие всесторонние исследования данной поведенческой зависимости.
Если рассматривать все возможные варианты стремления к модификации тела, то очевидно, что это значительно более широко распространенное явление, причем границы запрещенных обществом, «табуированных» видов модификаций, неустойчивы и меняются и во времени, от эпохи к эпохе, от культуры к культуре. Различные варианты модификации тела наблюдались и наблюдаются во всех культурах Homo sapiens от примитивных (50000 – 20000 лет до н.э.) до культуры современного цивилизованного человека. Первые признаки его выявляются археологами еще в палеолите, с первых признаков появления Homo sapiens archaic и даже Homo neanderthalensis.
Вероятно, древнейшими вариантами были раскраска тела, затем татуировка и украшение шрамами (шрамирование), поскольку первоначально, при проживании людей исключительно в экваториальных широтах ношение одежды было не столько условием выживания, сколько также элементом декорирования тела. Значение одежды существенно возросло и стало обязательным лишь после миграции части человечества из экваториальной Африки, а затем из Южной Азии в северные или более высокоширотные южные широты Азии и Европы, а в дальнейшем в Австралию, острова Океании и на Северо-Американский, а затем на Южно-Американский континент. Постепенно число способов модификации тела значительно возросло.
С середины 1990-х годов в сети интернет появилось большое число файлов, а в дальнейшем целых порталов, посвященных ранее почти неизвестной группе патологических влечений, проявляющихся аномальным влечением к необычным модификациям собственного тела. Такие модификации в большинстве своем были известны и ранее, но они были распространены в традиционных субкультурах народов Азии, Африки, Южной Америки и Океании, а не в контингентах населения, принадлежащих к традиционной европейской культуре.
В умеренной форме они наблюдаются у значительной части населения, подчиняющегося влиянию моды. В выраженной форме их можно видеть у акцентуированных и психопатических личностей, причем проявления их могут быть таковы, что вызывают у окружающих сомнения в психическом здоровье носителей модификаций.
Среди вариантов модификации собственного облика у человека наблюдаются проявления, которые воспринимаются окружающими как непонятные, странные или даже патологические. В литературе все чаще встречаются описания случаев модификации тела, выходящих за пределы от общепринятого, в том числе модификации, включающие применение хирургических операций. Эти расстройства не нашли достаточного отражения ни в международной классификации болезней МКБ-10, ни в американских классификациях DSM-IV и DSM-5.
Феноменология аномального влечения к модификации тела.
В последние годы появляются исследования, где предпринимаются попытки описать факторы, способствующие возникновению стремления к модификации собственного тела. Показано, что нанесение татуировок и пирсинга достоверно взаимосвязаны с рискованным поведением. Эти данные подтверждаются в другой работе, где выявлена связь этих модификаций и девиантным (отклоняющимся от норм) поведением, включая криминальную активность. Выявлена взаимосвязь между стремлением к модификации тела и потреблением ПАВ (алкоголь, табак), а также наличием семейных конфликтов и высоких баллов по шкале, определяющей тягу к новизне, что мешает целеустремленности и стабильности жизни. Помимо злоупотребления различными ПАВ модификация собственного тела четко ассоциируется с наличием психиатрического диагноза и ранним началом половой жизни.
Из социальных факторов, способствующих формированию стремлению к модификации собственного тела указывают на безработицу среди молодых женщин и мужчин, а также на нарушения партнерских отношений (измены, отказ от взятых в отношениях на себя обязательств). В некоторых исследованиях подчеркивается, что у некоторых лиц, перенесших сексуальное насилие, появляется желание преодолеть этот негативный опыт с помощью повторных модификаций собственного тела.
Сегодня татуировки можно рассматривать и как дань моде, способ показать, что вы не социальный аутсайдер. Но ведь очень важно понимать с психологической точки зрения, как они воспринимаются и «читаются» окружающими. Традиционно моряки всего мира имели татуировки, в их числе оказался даже король Норвегии. Это мало чем отличается от колец различных сообществ и братств, являющихся символами некого единства. Однако такая мотивация далеко не единственная. Такие действия считаются мотивационно оправданными, но нас больше будут интересовать патологические аспекты этих мотивов.
Выражение индивидуальности. Это самый распространенный мотив в обществе. Глубоко укоренившееся желание быть уникальным и отличаться от других людей присуще большинству. Это одна из самых понятных психологических причин. Но следует помнить, что наличие татуировок посылает четкое и однозначное сообщение об агрессивности и непокорности своего владельца. Профессор Вирен Свами (Viren Swami) из Университета Англии Раскин (Anglia Ruskin University) выяснил, что татуировка лица выражает более высокий уровень вербальной агрессии, гнева и реакционного бунтарства по сравнению с нетатуированными людьми. Было выявлено, что татуированные люди имеют значительно более высокую склонность к бунтарству, но это не просто немотивированная агрессия, скорее реакция на разочарование и травмирующие события в их жизни.
Увеличение привлекательности и сексуальности. Часто можно услышать, что пирсинг живота – это очень сексуально. Психологический мотивационный аспект – привлечь партнера. Это ярко выраженное поведение истероидного типа личности. Но если речь идет о пирсинге языка или интимных частей тела, то необходимо говорить о большой составляющей мазохистской личности. Но, конечно, все эти процессы важно рассматривать в контексте. Ведь существует большая разница между наличием одной серьги в области пупка или же пирсингом интимных частей тела, это же относится и к серьгам в ушах. В разных культурах трактовка может быть совершенно иной. В целом, наличие множества серег в ухе на сегодняшний момент говорит о дани моде.
Развитие устойчивости к физической боли. Как правило, все татуировки делаются без анестезии, а это означает, что нужно будет вынести определенный вид физической боли. Многие «выезжают» на адреналине и эндорфинах, производимых собственным телом. Поиск острых ощущений присущ антисоциальным личностям. Если же речь идет о людях, которые травмируют себя ради избавления от эмоциональной боли, то мы говорим о пограничной личности.
Воплощение собственной истории. Часто татуировка — это результат совместной работы татуировщика и рассказа индивида о себе. Это может свидетельствовать как о нарциссическом стиле личности, так и о стремлении привлечь максимум внимания к себе и к своей персоне, т.е. об истероидной личности.
Любовь к Body Art. К таким татуировкам люди прибегают во имя искусства (татуировки, пирсинг, шрамирование (инородные тела под кожей) и т.д.). В данном случае личностный диапазон крайне широк: от антисоциальной и садистской личности до истероидной и мазохистской.
Показать принадлежность к определенной группе. Этот вид татуировок использовался на протяжении многих веков, чтобы показать преданность, союз с группой, стремление к одной цели. Как уже упоминалось выше, это часто делают военнослужащие всех стран (девиз, эмблема). Влюбленные таким образом доказывают свою верность. В племенах так показывали принадлежность и положение в племени.
То же касается и спортивной культуры в нашем обществе. Благодаря росту числа команд и лиг, привязанность клубов к местным сообществам позволила спорту диктовать определенные направления в моде и доминировать в социальной жизни сообществ. Преданность поклонников стала ценным качеством, а татуировки стали одним из способов показать эту лояльность, особенно это касается татуировки, устремленной к заветной цели (обещание победы). Это сродни религии, ведь религиозный человек не теряет веру из-за неудач в жизни, точно также и преданный фанат не откажется от команды даже после ее проигрыша. Такова их преданность, несомненная лояльность, неугасимая вера в победу. Поклонники команд имеют глубокую эмоциональную связь с ними, настолько глубокую, что команда становится расширением их собственной идентичности, и они воспринимают ее победы и поражения, как собственные. Эрик Симонс (Eric Simons), автор книги «Секретная жизнь спортивных фанатов» (The Secret Lives of Sports Fans) отмечает, что недостаточно только одного этого чувства фаната для объяснения спортивных татуировок, которые подсознательно видят в команде проекцию себя. Для нанесения спортивной татуировки, а тем более заветной татуировки, требуется еще и определенный тип личности, независимо от вида спорта. В их психологии и мировоззрении есть что-то такое, что вероятно и составляет их личностные особенности. Но поскольку спорт стал неотъемлемой частью их индивидуальной идентичности, то именно через него они проявляют себя. Заветные татуировки не изучались официально психологами или социологами. Но профессор психологии Кевин Беннет (Kevin Bennett), который занимается изучением личности, считает, что эти люди, скорее всего, обладают рядом общих черт личности. Он описывает их так: низкий уровень добросовестности, неспособность к осознанным действиям (отражение импульсивности), они не испытывают тревожности и беспокойства, а также стремятся к острым ощущениям. Все это характерно для антисоциальной личности.
Поиск духовного просвещения. Часто служители некоторых культов, или аналогично мыслящие люди, совершают определенные манипуляции со своим телом (например, строгий пост, хождение по горящим углям), что, по их мнению, увеличивает единство ума, души и тела, когда это выполняется продуманно и последовательно. Телесные истязания необходимы, так как считается, что физическая боль проясняет мысли. Такая позиция свойственна шизоидной и шизотипической личности.
Признак вызова обществу. Несмотря на то, что сегодня татуировки и пирсинг считаются модной тенденцией, все же это остается явлением определенной субкультуры. Чаще всего это противодействие массовой культуре, религии, обществу, правительству, родителям. Так часто поступают именно подростки, демонстрируя свою необузданность и агрессивность одновременно с поиском острых ощущений и получением нового, уникального опыта. Это характерно для антисоциальной личности.
Импульсивность. К сожалению, встречаются люди, у которых много непрофессионально набитых татуировок или плохо выполненных проколов, и это показывает их импульсивность. Возможно, они были в это время пьяны и/или спонтанно присоединились к своим друзьям. Импульсивное поведение характерно в первую очередь для антисоциальной личности, а также в некоторой степени касается истероидной личности.
Тюремные татуировки. Есть много факторов, связанных с этим явлением, но я не буду долго на этом останавливаться, так как о них много написано. Отмечу, что они, как правило, делаются «на коленке» подручными средствами и в антисанитарных условиях, неся сообщение окружающим о принадлежности к определенной категории лиц и их истории. Это также говорит о том, что главенствующие черты таких индивидов соответствуют антисоциальной или садистской личности.
Подводя итог сказанному можно сделать следующие выводы:
*Люди, имеющие татуировки и пирсинг, более агрессивны и склонны к бунтарству; чем больше татуировок, тем они агрессивнее. Сильно выражен гнев.
*Акт нанесения татуировки воспринимается как проявление мятежности, вызова и инакомыслия.
*Склонность к рискованному поведению, проявляется как у мужчин, так и у женщин.
*Татуировки и пирсинг у подростков в большей степени связаны с рискованным поведением, употреблением алкоголя и легких наркотиков, неупорядоченным пищевым поведением, депрессией, сексуальной активностью, идеализацией самоубийств и склонностью к ним.
*Склонность таких людей к необычному и незащищенному сексу с большим количеством партнеров.
*Злоупотребление психоактивными средствами.
*Существует связь между татуировками и расстройствами личности, а также с депрессией, невротизмом, расстройством пищевого поведения и повышенным риском самоубийств.
*Наличие пирсинга говорит о большом количестве пережитых стрессовых ситуаций, это помогало им преодолеть травму, перенесенную в прошлом, причиняя себе боль при воспоминании о ней. Но вот что касается татуировок, то стрессовые ситуации не влияли ни на их количество, ни на склонность к ним, поскольку татуировки могут передавать больше визуальной информации, чем пирсинг.
При этом, как уже отмечалось, не стоит забывать, что любое явление необходимо рассматривать в определенном контексте, сегодня пирсинг и татуировки в значительной степени – дань моде. У многих знаменитостей есть тату и пирсинг, а им часто подражают. На рост увлечения экспериментами в данной области оказывает влияние тот факт, что процедура нанесения татуировок и установки пирсинга стала не такой болезненной вследствие применения анальгетиков. К тому же технологии сведения татуировок достигли значительного прогресса.
Предлагаю посмотреть отрывок из документального фильма National Geographic: Запреты (2012), серия "Сделайте Меня Красивей