Семья и мама (или человек, выполняющий ее обязанности в воспитании, например, бабушка) играют важнейшую роль в формировании характера и благополучия человека.
ФАКТОР МАТЕРИ (Г. Клауд и Дж. Таунсенд)
Типолгия "неблагополучных" матерей
«Мать-призрак» - физически и психологически мать отсутствует, основным признаком является закрытость к ощущениям собственного ребенка. Существуют различные варианты «матери-призрака»: - прибегающие к насилию, уничтожая любую возможность контакта; - контролирующие эмоции и тем самым не допускающие установление тесной связи; - заслоняющие своими требованиями подлинное «Я» ребенка; - оставляющие ребенка наедине с самим собой, в результате чего она теряет способность доверять; - испытывающие личностные трудности и поэтому не обращающие внимание на ребенка; - ведущие себя таким образом, что ребенок не может ничем поделиться с ними, боясь огорчить или рассердить мать. Вот только несколько проблем, которые могут возникать у людей, воспитанных матерью — «призраком». Поверхностность в отношениях. Люди часто ощущают некоторую выхолощенность отношений, не могут развивать их вглубь, жалуются на дефецит близости и возникающую из-за этого неудовлетворенность. Отстраненность. Партнеры вроде бы установили отношения, но на самом деле не принимают активного участия в них. Эмоционально они так и не становятся частью своей семьи, и весь груз «эмоционального обеспечения» ложится на плечи другого партнера. Замкнутость. Таким людям не свойственна обычная потребность в зависимости. В трудные времена они не обращаются за помощью, а уходят в себя, вызывая глубокое разочарование у тех, кто их любит. Недоверие, враждебность, агрессия. Эти чувства некоторые используют для того, чтобы держать людей на расстоянии. Не доверяя другим, они атакуют, отбрасывая каждого, кто пытается сблизиться с ними. Переоценка отношений. Во взрослой жизни эти люди ищут кого-нибудь, кто заполнил бы брешь, оставленную матерью-призраком». Они рассчитывают, что другие люди (друг, супруг) дадут им то, чего они не получили от матери-призрака. Негативные отношения. В результате изначально не удачных отношений, не давших уверенности в себе, такие люди во взрослой жизни становятся жертвой негативных отношений.
«Мать-фарфоровая кукла» не способна контенировать эмоциональные проблемы ребенка - она любит своего ребенка, но мгновенно пасует перед его паникой, яростью или страхом. Матери такого типа имеют несколько специфических эмоциональных стилевых паттернов на эмоциональные проблемы ребенка: катастрофизация, уход, надидентификация, регресс, «удушение» любовью, упреки, гнев. У детей таких матерей в дальнейшем формируются чрезмерная заботливость, агрессивность, уход в себя. Фактически ребенок берет на себя «роль защитника и отца по отношению к своей состарившейся матери.
Властная мать является контролирующей фигурой, заставляет ребенка вести себя только определяемым образом. Такая позиция матери способствует формированию симбиотических, мазохистичных или оппозиционных отношений матери с ребенком. Если под материнским натиском ребенок «сломался», то у ребенка формируются симбиотические и мазохистические черты; если же он продолжает борьбу, то находится в оппозиционных отношениях, отрицая любые попытки сближения, которые субъективно переживаются как попытки ограничить, сломать, лишить своего пространства.
«Мать - охотница за скальпами» выражает нарциссическую потребность матери в «хорошем» ребенке, ребенок должен оправдывать ожидания матери - «быть лучше». Такая мать мало интересуется действительными проблемами своего ребенка, навязывая ей некий образ, которому он должна соответствовать. Личные проблемы детей таких матерей - перфекционизм, страх разоблачения, а отсюда и сокрытие ошибок; эмоциональные проблемы, которые сопровождают людей, - депрессия, тревога, страх и вина.
«Мать - босс» является гиперавторитетной фигурой, которая создает для ребенка обязательную для выполнения систему правил. Ребенок вынужден их выполнению. Мать всегда лучше знает, что нужно ребенку, и он должно это принять. Последствия воспитания «матери - босса»: формирование позиции «снизу», формирование позиции «сверху», формирование протестной позиции (бунтовщики). Во всех этих случаях человек является инфантильным и незрелым. Мужчин воспитанных такими матерями в отношениях с женщинами подстерегает регрессия. Не преодолев отношений с матерью, в каждой женщине мужчина видит ее «заместительницу», а сами превращаются в мальчика или, в лучшем случае, в подростка, и женщину ставит на место матери, используете ее для решения старых проблем.
«Мать - наседка» проявляет гиперопеку, вызывая у ребенка беспомощность, не способствует сепарации ребенка от себя (от семьи) ни в возрасте 1-3-х лет, ни в подростковом возрасте. В результате у детей, формируется: стремление в партнере увидеть «маму», тенденции отделиться от партнера, поскольку партнер символизирует мать, уклонение от отношений психологической интимности, идеализация матери или материнской фигуры, стремление заботиться о партнере, идентифицируясь с матерью и тому подобное.
Мать – «американский экспресс»
Процесс ухода взрослого ребенка из дома сопровождается мучительными конфликтами.
Мать пытается убедить ребенка в том, что единственным источником любви и истины может быть только она сама, ребенок не умеет «выходить за ее пределы».
Часто мать впадает в крайности: причитает над ребенком, изливает свою тревогу в длинной нотации в надежде таким образом уберечь его от неприятностей.
Мать – «американский экспресс» становится на пути ребенка к реальному миру. Не позволяет ребенку самому принять наказание, и продолжает бесконечно укрывать его от требований мира.
Мать не моет допустить, чтобы ребенок пострадал. Если у «малыша» проблемы со школой, с работой, а то и с законом, мать всегда приходит на выручку. Пытаясь помочь, она обычно либо отвергает ту границу, за нарушение которой ребенка должен был наказать внешний мир, либо преуменьшает ее значение.
Люди, воспитанные матерью — «Американским экспрессом», часто превращают свой брак в хаос и ад. Они либо сравнивают жену с матерью (и не в пользу жены), либо целиком вовлекают супругу в свою жизнь, либо требуют, чтобы она становилась на их сторону в ссоре с матерью.
Типы неблагополучных семей по Спиваковской
А.С. Спиваковская («Как быть родителями», 1986) выделила различные типы взаимоотношений в семье, их влияние на формирование особенностей личности подростка. Рассмотрим выделенные типы семейных отношений:
«Вулканическая семья», в которой эмоциональная атмосфера пульсирует между крайними полюсами. Родители могут демонстрировать полное безразличие к ребенку, попустительство («руки не доходят»), которое резко сменяется проявлением внимания и заботы или жесткими запретами («взялись за воспитание»). Дети в таких семьях испытывают значительные эмоциональные перегрузки.
«Семья-санаторий», в которой постепенно ограничивается круг общения, супруги стараются удержать детей возле себя. Мелочная опека, чрезмерный контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей являются характерными особенностями таких семей. Дети в таких семьях испытывают нервные и физические перегрузки, становятся тревожными и эмоционально зависимыми. При повышенном контроле и опеке в подростковом возрасте усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи.
«Семья-крепость», в основе которой лежат представления об угрозе окружающего мира. Любовь к ребенку приобретает условный характер, он становится любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него обязанности. Родители стремятся поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. В ребенке развивается неуверенность в себе, безынициативность, протестные реакции, упрямство, негативизм.
«Семья-театр» - стремится сохранять видимость благополучия. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке, не спасает его от острого чувства одиночества; между родителями и детьми отсутствует истинная близость. Речь идет о скрытом семейном неблагополучии, когда за внешне привлекательным фасадом скрываются серьезные психологические проблемы родителей и соответственно эмоциональные нарушения во внутрисемейной коммуникации.
Семья – «третий лишний». В данном типе семьи родительская роль воспринимается как помеха супружескому счастью; отношение к ребенку – скрытое непринятие. В ребенке формируются неуверенность в себе, безынициативность, чувство неполноценности, зависимость и подчиняемость родителям, которая тяготит взрослых.
«Семья с кумиром»: забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Ребенок оказывается центром семьи, объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Желание родителей уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности; у него утрачивается активность, ослабляются побуждения.
«Семья-маскарад»: из-за различного понимания ценностей родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и оценок, что может привести к растерянности ребенка и расщеплению его самооценки.
Подростки о родителях: оценка матери
Чтобы начать тест, укажите возраст не более 18 лет.